- Телефоны экстренной помощи
 - Нормативные документы
 - Памятки населению
- Источники водоснабжения
 - Меры профилактики в паводок
 - Дезинфекционные мероприятия
 - Алгоритмы действий при ЧС
 - Порядок действий при сигнале ГО
 - Сигнал ГО застал на работе?
 - Защитные сооружения
 - Первая помощь
 - Подготовка работающего населения
 - Тревожный чемоданчик
 - Эвакуация населения
 - Что такое СИЗ?
 - Как вести себя в лесу?
 - Порядок использования открытого огня
 - Правила пожарной безопасности в новогодние праздники
 - Правила безопасности на льду
 - Профилактика противодействия терроризма
 - ГИМС напоминает: будьте осторожны во время подледной рыбалки!
 - О направлениях противодействия терроризму
 - Памятка любителям подледного лова рыбы
 - Памятка жителям при угрозе цунами
 - Уровни террористической опасности
 - Памятка - "Человек и медведь"
 
 
Алгоритмы действий при ЧС

Землетрясения
Алгоритм действий при землетрясении
Для обучающихся
- По сигналу тревоги сохраняйте спокойствие и не делайте ничего, что может дезорганизовать окружающих (не кричите, не мечитесь).
 - Немедленно возьмите необходимые вещи и постройтесь для организованного выхода из класса (если находитесь в классе на уроке).
 - В организованном порядке через запасные выходы покиньте здание.
 - Если находитесь в здании школы на перемене, через ближайший запасный выход покиньте помещение.
 - После выхода из здания постройтесь в отведённом безопасном месте, пройти перекличку.
 - Если покинуть здание невозможно, займите положение вдоль внутренней капительной стеныв классе или коридоре.
 - Если вы оказались в завале, не поддавайтесь панике, постарайтесь определиться в пространстве и подавайте сигналы о себе (стучите железом о железо, камушками по плитам, трубам и т.п.).
 - Помните, что первые толчки самые сильные (от 5 до 40 секунд). После чего может наступить временное затишье, а потом может быть новый толчок.
 - При необходимости эвакуации из зоны бедствия и отсутствии телефонной связи не уходите домой и в другие места, пройдите перекличку и выполняйте дальнейшее по указанию руководителей школы, осуществляющих массовую эвакуацию обучающихся из школы.
 - Помните, что ваши родители будут эвакуироваться из зоны бедствия на своих предприятиях и своими силами.
 - После прибытия на место эвакуации пройдите регистрацию, для того чтобы родители и родственники могли отыскать вас.
 
Для учителей
- После получения сигнала тревоги немедленно организуйте эвакуацию учащихся из здания школы. Взять классный журнал и через запасный выход покинуть здание школы.
 - Постройте обучающихся в безопасном месте, сделайте перекличку и доложите о присутствующих и отсутствующих.
 - Если здание покинуть невозможно (при сильных толчках), построить обучающихся вдоль внутренней капитальной стены, в углах, дверных проёмах.
 - Эвакуируйтесь из здания только после разрешения администрации школы по обследованным безопасным выходам.
 - Эвакуацию обучающихся из здания школы осуществляет учитель-предметник, ведущий урок.
 - При необходимости эвакуации из зоны бедствия передать обучающихся классному руководителю, а при его отсутствии взять функции классного руководителя на себя.
 - После регистрации обучающихся проведите с ними инструктаж во время передвижения и эвакуируйтесь вместе с обучающимися класса в безопасную зону.
 - Прибыв на место эвакуации, проведите перерегистрацию обучающихся, доложите о прибывших.
 - Организуйте проживание обучающихся, помня о том, что каждый учитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся с ним в опасной и безопасной зоне.
 
Для родителей
Объясните детям, что во время землетрясения, если они находятся дома одни, необходимо сделать следующее:
- Взять документы, деньги, ценности, которые находятся в одном указанном месте.
 - Выключить все электроприборы и электричество.
 - При небольших колебаниях быстро покинуть здание и выйти на улицу подальше от здания, больших деревьев, линий электропередач (это место вы определите заранее).
 - Если выбраться невозможно (сильные толчки, обвалилась лестница, завалило выход), укрыться под столом, под кроватью либо встать в дверном проёме, в углу между капитальными стенами.
 - Держаться подальше от окон - они могут не выдержать вибрации.
 - Сделать запасы, необходимые на случай землетрясения (смену одежды, обувь, запас воды в нестеклянной таре).
 - Поручить соседям на случай ЧС различного характера присмотреть за вашими детьми.
 - Пытаясь выйти из многоэтажного дома, не пользоваться лифтом.
 - Не спешить входить в здание после повторных толчков (возможны разрушения), не посещать зону разрушений: это опасно!
 
Наводнение
Алгоритм действий
при поступлении сообщения о наводнении
и начале эвакуации
Для обучающихся
- Оденьтесь и подготовьте необходимые вещи, обувь, запас продуктов и аптечку. Завернуть в полиэтиленовый пакет документы, деньги, ценности.
 - Отключите газ, электричество, электроприборы.
 - Покиньте опасную зону пешком или на транспорте, захватить с собой документы, ценности, необходимые вещи и запас продуктов.
 - Если не смогли эвакуироваться, то при опасном повышении уровня воды поднимитесь на чердак или на крышу дома, подавать сигналы бедствия.
 - При подходе спасателей на плавсредстве переходите в него с соблюдением правил предосторожности и неукоснительно соблюдайте требования спасателей.
 - При массовой эвакуации из опасной зоны пройдите регистрацию на сборно-эвакуационном пункте.
 - По возможности телефонной связи сообщите родителям о местонахождении.
 - По прибытии на место эвакуации пройдите повторную регистрацию, для того чтобы родители могли найти вас.
 
Для учителей
- При внезапном затоплении школы возьмите журнал и переведите детей в безопасное место: верхние этажи, крышу школы.
 - Посчитайте количество детей и доложите администрации.
 - Не допускайте массовой паники школьников.
 - При эвакуации в безопасное место соблюдайте вместе с учениками правила предосторожности при переходе на спасательное средство.
 - По прибытии в безопасную зону проведите регистрацию обучающихся, окажите им помощь в обустройстве, помня о том, что учитель несёт ответственность за жизнь и здоровье детей в опасной и безопасной зоне, пока они находятся рядом с ним.
 
Для родителей
- В период паводка не выезжайте вместе с детьми на дачи, особенно в места возможного затопления.
 - Не позволяйте детям самостоятельно выезжать на дачи в период паводка.
 - Если ваш дом находится в зоне риска затопления, заранее определите места, куда вы будете переносить ценные вещи, продукты питания.
 - Заранее подготовьте запасную одежду, медикаменты, документы и ценные вещи, чтобы в случае вашего отсутствия ребёнок мог забрать всё с собой.
 - Продукты и воду с учётом эвакуации запасайте на 3 дня.
 - Объясните вашему ребёнку, что во время вашего отсутствия он должен эвакуироваться сам либо с помощью соседей.
 - Если имеется сотовая телефонная связь, держите её с ребёнком постоянно. Не пугайте детей, не кричите, а постарайтесь доступно и спокойно объяснить ребёнку все его действия.
 
Ураган
Алгоритм действий людей в помещении
при внезапном возникновении урагана
Для обучающихся
Отойти от окон, заняв места на партах возле стены или встав в нишах стен. Можно перейти в глухие коридоры.- По окончании уроков, если ураган не стихает, старшеклассникам передвигаться домой группами, держась подальше от деревьев, рекламных щитов, линий электропередач. Обучающихся младших и средних классов вывозить на транспорте в сопровождении учителя или родителей. Одних детей не отпускать!
 - Если буря закончилась, соблюдайте меры предосторожности при возвращении домой. Не дотрагивайтесь до оборванных проводов.
 
Для учителей
- Во время урагана соберите детей в безопасном месте, подальше от окон.
 - Не допускайте, чтобы дети самостоятельно покидали школу.
 - С обучающимися проведите инструктаж по правилам поведения во время урагана.
 - Обучающихся старших классов отпускать домой по месту проживания группами.
 - Обучающихся младших и средних классов доставлять домой на транспорте в сопровождении родителей или учителей.
 
Для родителей
- При заблаговременном оповещении о приближении урагана не отпускайте детей в школу.
 - Закройте окна, балконные двери. Оклейте стёкла полосками бумаги или клейкой лентой.
 - Подготовьте запас продуктов, воды, медикаментов. Подготовьте фонари, свечи, керосинки, примусы.
 - Определите для детей места безопасного пребывания в квартире.
 - Уберите вещи с балкона и подоконника.
 - В случае вашего длительного отсутствия определите детей под присмотр взрослых.
 - Не разрешайте детям во время вашего отсутствия самостоятельно пользоваться керосинками, примусом, газовой печкой. Это опасно!
 
Лесные пожары
Правила безопасного поведения в лесу
Для детей и взрослых
Не бросать в сухую траву горящие спички и окурки.
- Не разводить костров в местах с сухой травой, в хвойных молодняках.
 - Не зажигать траву под деревьями, на лесных полянах.
 - Не оставлять в лесу бутылки и осколки стекла.
 - Не оставлять в лесу легко воспламеняющийся промасленный обтирочный материал.
 - Не использовать в лесу автомашину или мотоцикл с неисправной системой питания.
 - При необходимости развести в лесу костёр примите меры пожарной безопасности, исключающие попадание искр на сухую траву.
 - Возникший небольшой низовой пожар в лесу постарайтесь сбить ветками или забросать грунтом.
 - Если вы попали в зону пожара, выходите из опасной зоны перпендикулярно направлению движения огня навстречу ветру.
 - Если воздух сильно задымлен, дышите через мокрый платок, шарф. Помните: у земли задымление меньше.
 - Нельзя бежать в загоревшейся одежде. Лучше сбросить её или загасить огонь, катаясь по земле.
 
Алгоритм действий при ЧС техногенного характера
Пожары
Для обучающихся
- При получении сигнала оповещения при пожаре организованно выйти из школы, взяв необходимые вещи и одежду.
 - Не допускать паники и столпотворений на лестничных пролётах.
 - При сильном задымлении помещения закрыть дыхательные пути (рот, нос) плотно свёрнутыми предметами одежды (шарф, шапка, кофта, пиджак и т.д.) и, пригнувшись, бежать к выходу из школы.
 - Выйти из школы по безопасным путям, указанным администрацией школы.
 - При невозможности забрать верхнюю одежду из гардероба покидать школу без неё.
 - По выходу из школы в тёплое время построиться для переклички, в холодное и зимнее время укрыться в подъездах близлежащих домов, в детских садах.
 
Если пожар возник дома или в ином помещении
- Не звони из помещений, где уже возник пожар, выберись в безопасное место и позвони в службу «01».
 - Не стой в горящем помещении - пригнись, закрой плотно свернутой тканью лицо и нос и пробирайся к выходу.
 - Не трать время на поиски документов, денег, не рискуй, уходи из дома. Не возвращайся в горящее помещение, какие бы причины тебя не побуждали к этому.
 - Уходя из горящих комнат, закрой за собой дверь, это уменьшит риск распространения пожара.
 - Если нет путей эвакуации, находись у окна (не открывай его), чтобы тебя могли увидеть с улицы.
 - Будь терпелив, не паникуй.
 - При пожаре в здании не пользуйся лифтом, он может отключиться в любую минуту.
 
Для учителей
- При получении сигнала оповещения о пожаре в школе немедленно организовать детей для эвакуации из здания школы.
 - Взять классный журнал и вместе с детьми покинуть по безопасным выходам здание школы.
 - В тёплое время года эвакуироваться без верхней одежды в безопасное место, подальше от горящего здания, сделать перекличку.
 - В холодное время и зимой надеть верхнюю одежду, а при сильном задымлении взять одежду с собой либо покинуть помещение без одежды и укрыться в подъездах близлежащих домов, детских садах.
 - Во время передвижения пресекать возможные столпотворения и панику
 - После эвакуации из здания школы в зимнее время найти детей, которые укрылись в ближайших зданиях, и сделать перекличку.
 - В горящее здание школы не возвращаться. Это очень опасно!
 
Для родителей
- В целях профилактики пожара не храните спички и легко воспламеняющиеся вещества в доступном для маленьких детей месте.
 - Не оставляйте без наблюдения включенными утюг и другие электроприборы.
 - Следите за исправностью электроприборов.
 - Не размещайте телевизор в нише мебельной стенки.
 - Не пользуйтесь самодельными электрообогревательными приборами.
 - При возникновении пожара в квартире попытайтесь его затушить любыми средствами: захлопатьтряпкой, затоптать ногами, залить водой и другими способами.
 - Не открывать окон и дверей - это способствует усилению возгорания.
 - При неудачной попытке затушить пожар немедленно эвакуируйтесь из квартиры, закрыв за собой двери.
 - Вызовите пожарную охрану по телефону «01». Быстро и четко назовите, что горит, точный адрес и фамилию.
 - Сопровождайте пожарных до входной двери.
 - Не поддавайтесь панике, не мешайте тем, кто тушит пожар, спасает имущество.
 - Не тушите включенные в сеть электробытовые приборы, электрощиты и провода.
 - При возгорании телевизора:
 
- отключите электроприбор
 - накройте плотным одеялом или покрывалом
 - срочно покиньте помещение, закрыв за собой дверь, во избежание отравления ядовитыми газами от горения и тления пластмассовых частей телевизора
 
Терроризм
Взрывоопасные предметы
Для населения
Заметив бесхозную вещь, не прикасайтесь к находке и не подпускайте к ней других людей, немедленно обратитесь к работнику милиции. Признаками взрывоопасных предметов являются: неизвестная деталь в машине, в подъезде, во дворе дома, остатки различных материалов, не типичных для данного места, натянутая проволока, шнур, чужая сумка, пакет, коробка, игрушки, телефоны.
- Запрещается поднимать с земли различные предметы, особенно игрушки, телефоны, красочные вещи.
 
Захват заложников
Для обучающихся
- Ограничить любые контакты с преступниками, не вызывать у них агрессии своими действиями или словами.
 - Постараться запомнить характерные приметы преступников: рост, одежду, обувь, особенности поведения, речи и т.д.
 - Не реагировать на провокационные действия террористов, не задавать им вопросов и стараться не смотреть им в глаза.
 - Выполнять требования террористов и спрашивать у них разрешения на любые действия.
 - При штурме спецподразделением отойти от входных дверей, окон, упасть на пол, укрыться под столом, креслом и т.п., прикрыть своё тело от пуль подручными средствами. В момент штурма не брать оружие у бандитов в руки, так как вас могут принять за бандитов и открыть по вам огонь на поражение.
 - При освобождении разбегаться из здания в разные стороны.
 
Для учителей
- Находясь в заложниках вместе с детьми, спокойно контролируйте ситуацию во избежание паники.
 - Осторожно, без провокаций, попытайтесь вести переговоры с преступниками, запоминайте их внешность, речь, одежду.
 - Вместе с детьми выполняйте все требования преступников.
 - При освобождении заложников спецподразделением спокойно руководите действиями учеников.
 - При освобождении выводите детей через безопасные выходы из школы.
 
Для родителей
- При захвате преступниками ваших детей в здании школы не создавайте паники.
 - Не пытайтесь самостоятельно освободить детей.
 - Не предлагайте себя в качестве заложников в обмен на детей.
 - Дождитесь приезда спецподразделений, не помогайте и не мешайте им своими действиями. Встречайте детей у выхода из школы в безопасных местах, с которых просматривается территория.
 - Встретив своих детей, немедленно покиньте опасную зону.
 
Телефонный терроризм
Для обучающихся
- Не пытайтесь по телефону даже в шутку сообщить в школу о заминировании. Вас всё равно обнаружат и вашим родителям придётся отвечать за ваши действия.
 - При получении по телефону от кого-либо сообщения о террористическом акте в школе не кладите телефонную трубку, а с другого телефона свяжитесь с милицией «02» для определения, откуда раздался звонок.
 - После разговора письменно зафиксируйте следующие детали:
 
- сразу начал угрожать или представился;
 - уточнил, с кем говорит;
 - медленно или быстро;
 - внятно ли произносит слова;
 - дефекты речи (заикание, акцент и др.);
 - тембр голоса (высокий, низкий и др.);
 - впечатление: трезв или нетрезв;
 - манера разговора (спокойная, уверенная, невнятная, бессвязная, вежливая, грубая);
 - озлобленность или равнодушие;
 - наличие посторонних шумов или тишина.
 
- Поставить в известность администрацию школы
 
Для учителей
- Сняв трубку, спокойно отвечайте звонящему, затягивая разговор и стараясь получить максимум информации.
 - Не кладите трубку с целью сохранения канала связи, затем свяжитесь по другому телефону с милицией «02» для определения, откуда раздался звонок.
 - После разговора письменно зафиксируйте следующие детали:
 
- начало разговора: сразу начал угрожать или представился;
 - уточнил, с кем говорит;
 - медленно или быстро;
 - внятно ли произносит слова;
 - дефекты речи (заикание, акцент и др.);
 - тембр голоса (высокий, низкий, тихий, хриплый);
 - впечатление: трезв или нетрезв;
 - манера разговора (спокойная, уверенная, невнятная, бессвязная, вежливая, грубая);
 - чувствовались ли озлобленность или равнодушие;
 - наличие посторонних шумов (другой голос, шум машин или тишина)
 
- Поставить в известность администрацию школы.
 
Аварии с выбросом опасных химических веществ
Для обучающихся
- После получения сигнала тревоги с сообщениями о выбросе в атмосферу опасного химического вещества не покидать здание школы до приказа администрации школы.
 - Надеть индивидуальные средства защиты (респираторы, противогазы); при их отсутствии - ватно-марлевые повязки или другие подручные изделия из ткани, намочив их водой.
 - Закрыть окна, форточки.
 - Перед выходом из здания школы максимально защитите кожные покровы (лицо, руки и др. части тела).
 - Эвакуироваться быстро, но без паники.
 - Слушать указания учителя о дальнейших действиях.
 - При передвижении по зараженной территории необходимо соблюдать следующие правила:
 
- передвигаться быстро, но не бежать; стараться не поднимать пыли;
 - обходить стороной туманоподобные образования;
 - не касаться окружающих предметов, ни к чему не прислоняться;
 - не наступать на капли жидкости или порошкообразные россыпи;
 - при обнаружении следов химических веществ на коже, одежде, обуви удалить их подручными средствами (бинтом, носовым платком, тряпочкой) и промыть это место по возможности водой или другой чистой жидкостью;
 - не снимать средств индивидуальной защиты до соответствующих распоряжений.
 
- По прибытии в безопасную зону необходимо пройти регистрацию и санитарную обработку.
 
Для учителей
- При получении сигнала тревоги с сообщением о выбросе в атмосферу опасного химического вещества закрыть все окна и форточки в школе.
 - Обеспечить обучающихся индивидуальными средствами защиты или использовать подручные средства из ткани, которые необходимо смочить водой. Слушать дальнейшие указания.
 - Организовать детей для выхода из помещения и передвижения к месту эвакуации. Взять классный журнал.
 - Провести инструктаж: передвигаться по зараженной местности перпендикулярно направлению ветра.
 - Эвакуироваться вместе с детьми в безопасную зону.
 - По прибытии в район размещения провести регистрацию детей.
 - Организовать санитарную обработку и размещение детей.
 
Для родителей
- Помните о том, что эвакуация детей в безопасную зону лучше проходит коллективно.
 - Если вы не работаете или находитесь в это время дома, подготовьте всё необходимое и эвакуируйтесь вместе с детьми по месту проживания или с коллективом школы.
 - При наличии личного транспорта можете с разрешения администрации забрать детей и передвигаться к месту дислокации самостоятельно.
 - Перед эвакуацией отключите все электроприборы, сделайте запас воды и продуктов. Возьмите документы, ценные вещи, запасные и тёплые вещи.
 - Изготовьте подручные средства индивидуальной защиты из плотной ткани для себя и ваших детей.
 
Аварии с выбросом радиоактивных веществ
Для обучающихся
При получении сигнала тревоги с сообщением о выбросе радиоактивных веществ необходимо защитить органы дыхания средствами индивидуальной защиты: надеть противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки или применить подручные средства - платки, шарфы, другие тканные изделия.
- Занять место вдали от окон.
 - Закрыть все форточки.
 - Подготовиться к организованной эвакуации. Не паниковать, слушать указания учителя.
 - После выхода из школы на заражённую территорию необходимо соблюдать следующие правила:
 
- не снимать на открытой местности средства индивидуальной защиты;
 - избегать поднимания пыли при передвижении;
 - без надобности не садиться и не прикасаться к посторонним предметам;
 - не пить, не принимать пищу, не курить;
 - периодически обтирать открытые участки тела тряпочкой или носовым платком.
 
- Прибыв в район размещения, эвакуированным необходимо зарегистрироваться.
 - Пройти полную санитарную обработку.
 - Промыть глаза чистой водой, прополоскать рот и горло.
 
Для учителей
При получении сигнала тревоги с сообщением о радиационном загрязнении организовать защиту дыхательных путей себе и обучающимся. Выдать ватно-марлевые повязки, респираторы и, если имеются, противогазы.
- Закрыть форточки в классе. Отсадить детей от окон.
 - Подготовиться к организованной эвакуации. Взять классный журнал.
 - Провести инструктаж по безопасному передвижению по заражённой местности.
 - Прибыв на предписанный сборно-эвакуационный пункт, необходимо зарегистрироваться.
 - Эвакуироваться вместе с детьми в безопасную зону.
 - По прибытии в район размещения провести регистрацию детей.
 - Организовать санитарную обработку и размещение.
 
Для родителей
- Помните о том, что эвакуация в безопасную зону лучше проводится коллективно.
 - Если вы не работаете или находитесь в это время дома, подготовьте всё необходимое и эвакуируйтесь вместе с детьми по месту проживания или с коллективом школы.
 - При наличии личного транспорта можете с разрешения администрации забрать детей и передвигаться к месту дислокации самостоятельно.
 - Перед эвакуацией отключите все электроприборы, сделайте запас воды и продуктов. Возьмите документы, ценные вещи, запасные и тёплые вещи.
 - Изготовьте подручные средства индивидуальной защиты из плотной ткани для себя и ваших детей.
 
