Профилактика рецидивов
26 июля 2018
В последние годы особую актуальность приобрела проблема профилактики рецидивной преступности. Результатом многолетних дискуссий по этому поводу стало принятие Федерального закона от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», который вступил в силу с 1 июля 2011.
Таким образом, в 2011 г. в России возрожден институт административного надзора за лицами, ранее судимыми, освобожденными из мест лишения свободы, не ставшими на путь исправления, склонными к совершению правонарушений.
Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, как мера социального контроля исторически доказал свою эффективность в предупреждении рецидивной преступности. Временем было подтверждено, что четко работавший в советский период институт административного надзора был отменен преждевременно.
Следует отметить, что тот или иной правовой механизм надзора за указанной категорией граждан закреплен в законодательстве многих стран. В отечественной истории права он также имеет место. Так, к моменту разработки Закона об административном надзоре действовало «Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-У1. Но в связи с давностью принятия Положения и существенным обновлением законодательства и обстановки в целом оно перестало отвечать требованиям времени, что привело к необходимости переосмысления его положений с учетом современных реалий и принятия Закона об административном надзоре.
Административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им определенных обязанностей.
Необходимым и обязательным условием для установления административного надзора является течение срока судимости. Это обосновывает возможность установления в определенных законом случаях административного надзора, который для части лиц, освобожденных из мест лишения свободы, является «принудительной профилактикой», административным принуждением к не совершению преступлений и других правонарушений.
Административный надзор устанавливается судом при наличии соответствующих оснований в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается в обязательном порядке (ч. 2 ст. 3 ФЗ-64).
Административный надзор также устанавливается в случае, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления или административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность или на здоровье населения и общественную нравственность.
В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Целью административного надзора следует признать защиту государственных и общественных интересов, что свидетельствует о наличии цели не только индивидуальной, но и общей профилактики преступлений и других правонарушений. При этом надлежащее осуществление административного надзора уменьшает возможность криминального и антиобщественного воздействия поднадзорных лиц на других граждан, а
также в определенной степени удерживает граждан, окружающих поднадзорного, от совершения правонарушений.
В настоящее время основная часть функций по реализации института административного надзора возложена на МВД России, а фактическая реализация Закона об административном надзоре связана с принятием приказа МВД России от 8 июля 2011 № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Основная задача территориальных органов МВД России при осуществлении административного надзора - профилактика правонарушений среди данной категории лиц, формирование у них законопослушного поведения, что достигается проведением индивидуальной профилактики. В территориальных органах МВД России административным надзором занимаются должностные лица, на которых возложены обязанности по осуществлению административного надзора в целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и иных правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, но основной массив работы по осуществлению административного надзора лежит на участковых уполномоченных полиции. Лица ранее судимые, за которыми установлен или может быть установлен административный надзор, как правило, после освобождения из мест лишения свободы регистрируются и проживают по конкретному адресу. Участковый уполномоченный полиции в силу своих обязанностей должен знать данную категорию лиц, проживающих на обслуживаемом им административном участке, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу с целью недопущения повторного совершения ими преступлений и других правонарушений. Обязанности по осуществлению административного надзора выполняют также сотрудники других подразделений и служб территориальных органов МВД России.
Подводя итог, можно сказать, что административный надзор - необходимая часть профилактики рецидивной преступности и правонарушений в целом. Административный надзор устанавливается для проведения комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение совершения преступлений и других правонарушений, лицами, ранее судимыми, не ставшими на путь исправления и склонными к их совершению, в целях защиты государственных и общественных интересов. Административный надзор является эффективным правовым средством предупреждения рецидивной преступности и иных правонарушений.
И.о. прокурора Олюторского района
советник юстиции Р.С. Шостак